История армянского прикладного искусства: от керамики до ковроткачества
Традиционные народные промыслы у армян берут свои истоки из глубокой древности . Спустя тысячелетия они переросли в национальное декоративно-прикладное искусство и оставили неизгладимый след в культуре армянского народа.
Керамическое искусство
Первые образцы искусства керамики датируются еще эпохой энеолита. Позднее , ремесло интенсивно развивалось, достигнув расцвета в Араратском царстве (Урарту) в VIII в. до н.э. Традиции армянской керамики получили широкое распространение в средние века, когда слава двинских и анийских мастеров распространилась далеко за пределы страны.
Самые известные образцы керамического искусства этого периода — блюда, чаши, кувшины с короткой горловиной и низкими поддоном , они украшались изображениями птиц и зверей. История сохранила многочисленные упоминания об иконах из керамики в армянских церквях Иерусалима и Новой Джуги. Имеется даже описание одной из икон: на ней был изображен всадник, который боролся с драконом. В дальнейшем наиболее известными очагами развития армянского искусства керамики стали Константинополь, Тифлис, Львов. Сегодня армянское керамическое искусство с точностью повторяет приемы традиционного гончарного ремесла. Однако сохранив древние традиции, современные мастера стремятся к новым формам и средствам выражения.
Гончарное искусство
В традиционном домашнем хозяйстве у армян преобладала глиняная посуда. Следует отметить, что гончарное дело имеет глубокие корни в Армянском нагорье . Археологами были обнаружены великолепные образцы , относящиеся к III тысячелетию до н.э., есть и более поздние - из урартских поселений, например из Кармир-блура. Славились своей керамикой, особенно обливной, средневековые столицы Армении - Ани и Двин. Хоть найденные здесь изделия были сугубо местного производства, некоторые из них по технике исполнения, цветовой гамме, декоративным приемам, орнаментальным мотивам имели определенные аналогии с персидскими и византийскими образцами, что несомненно свидетельствует о том, что армянские мастера того времени были хорошо знакомы с окружающим их культурным миром.
Сельские гончары, среди которых были и женщины, изготовляли на гончарном круге, а иногда и без него, разнообразные изделия, необходимые в быту : карасы, кувшины, миски, а также черепицу для кровли и плитки для пола. Особого мастерства требовало создание тонира - традиционной печи, служащей для приготовления пищи и обогрева. Выкладывала тонир обычно женщина. Стоя в вырытой в земле яме, она накладывала кругами друг на друга жгуты из глины, давая время нижним рядам подсохнуть и окрепнуть. Затем в этом цилиндре разводился огонь для обжига глины.
В тонире обжигали разного вида глиняную посуду: карасы различной величины с одним или двумя ушками для хранения крупы, масла и других продуктов; употребляемый так же, как и карас, высокий ошнак с одним ушком и с узким дном; предназначенный для варки пищи; кчуч с двумя ручками или путук без ручек; глубокие миски, остродонные кувшины и кружки для воды, маслобойки, солонки, светильники. Гончарство не потеряло своего значения и в наше время, прежде всего в сельском быту, где сохраняется широкий спрос на различные традиционные изделия из глины.
Искусство ковроткачества
Говоря об искусстве рукоделия, нельзя не вспомнить о древнейшем искусстве Армении – ковроткачестве. Корни этого искусства нужно искать в те времена , когда люди начали изображать астральные символы и орнаменты. Такие символы вышивались и на одеждах, но изображение их на коврах почиталось с особой святостью. Как известно, армянские ковры ручной работы ценятся во всем мире. Ими украшали только «главную» стену дома и никогда не стелили на пол или стол.
Считалось, что висевший на стене ковер с сакральными знаками оберегал дом и охранял его от несчастий. Особое значение придавалось также и цветной окраске ковров. Еще в древности, армяне особо почитали красную краску, один из оттенков которой назывался «армянский пурпур» или «цирани», что значит в переводе «абрикосовый» - цвет царского дома и царских одежд. Секреты производства пурпурных оттенков красного цвета, армянские знатоки ковроткачества хранят в тайне до сих пор.
Искусство кружевоплетения
Игольное кружевоплетение известно в Армении известно из множества летописных источников. К сожалению, древние образцы в наше время не сохранились, так как тонкие шелковые нити не долговечны. Старейшие образцы, хранящиеся в музеях Армении, датированы концом XIX века.
Следует сказать, что чем древнее техника кружевоплетения, тем она проще. С каждым последующим веком технология все усложнялась. Издревле кружево у армян широко использовалось в быту в качестве покрывал, салфеток, кружевных лент, которые прикреплялись к женским головным уборам, позднее - в виде воротничков, наволочек, скатерти и других предметов домашнего обихода.
Ювелирное искусство
Одной из древнейших ветвей художественного искусства Армении, пожалуй, является мастерство золотого и серебряного дела, связанное с художественной обработкой этих благородных металлов, которые жители Армянского нагорья использовали уже во II тысячелетии до н. э. Ранее это искусство выражало интеллект и умение человека. Мастера, постигшие главный закон прикладного искусства – создавали шедевры, пережившие века.
Армянские художники по металлу украшали рукояти мечей, сабель и кинжалов инкрустациями и аппликациями из золота, серебра, камней, кости, меди и латуни в самых разных цветовых сочетаниях. На сегодняшний день, работы армянских ювелиров связаны с традициями мастеров Западной Армении : Муша, Битлиса, Вана и др. В Ване, к примеру, была развита оригинальная техника работы с эмалью. Современные ювелиры опираются на древнюю армянскую школу, поэтому высокая техника ювелирного искусства в Армении не утрачена и в наши дни.
Источник: http://www.radaspilnot.org.ua
Останні новини
Editor0 Comments
Поздравляем вице-президента НКАУ Валерия Степаняна
Editor0 Comments